Тактика
паллиатива и стратегия самоуничтожения...
январь 2002 г.
( ПЕРЕХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ )
Проблемы российской экономики сегодня имеют основной причиной - прежде всего бездумное следование "рыночным принципам" без должного анализа ситуации и прогностических расчетов последствий стратегии и тактики управления страной и регионами. Многое делается попросту "на авось", в наивной надежде на некие якобы однозначно позитивные механизмы рыночного саморегулирования и самообразования.
В частности, за идеал экономических отношений в России сейчас принимается структура, сложившаяся в некоторых развитых капиталистических странах - без учета того, что - как эта структура, так и степень ее эффективности - являются итогом конкретного исторического процесса для каждой страны, а не моментальным результатом слепого копирования принципов и механизмов экономических отношений в тех или иных странах.
Видимо, полностью игнорируется тот факт, что рыночная экономика своей основой (в отличие от конструктивной экономики) имеет отношения не столько сотрудничества и миротворчества, сколько соперничества и конкурентной борьбы, приводящей к упадку и гибели менее конкурентоспособных предприятий и даже целых государств. Рыночная экономика в отличие от конструктивной созидательной - является экономикой разрушительной, беспощадно уничтожающей более слабые компоненты и оставляющей на выживание только сильнейшие.
Аналогом тому может служить такое общество, в котором процентное оздоровление достигается не за счет лечения больных, а за счет их уничтожения. Вовлекаемая сейчас в систему мирового рынка Россия является в этой системе больным и довольно слабым ее участником, обреченным на уничтожение многих ее составных частей - менее рентабельных производств и регионов, а также с высокой степенью вероятности на раздробление и уничтожение самого государства как единой и независимой структуры в мире.
Каждая страна (как и каждый регион) имеют свои индивидуальные успехи и провалы в экономике, обусловленные не столько общими рыночными принципами, сколько географическим положением (климат, природные ресурсы, коммуникации) и эффективными технологиями существования. Неблагоприятные природные условия, неразумные механизмы выживания или сочетание этих факторов - ослабляют государство (или регион) или приводят к полному краху.
К такой ситуации, ведущей к обнищанию - как большинства регионов России, так и всего государства в целом - страна подошла по причине отсутствия у ее руководства с 1991 года конструктивной прагматической стратегии, позитивной технологии существования и развития России на фоне ее достаточно сурового климата и неблагоприятной внешнеполитической обстановки. Нынешние действия руководства страны и ряда регионов являются лишь попытками паллиатива, но не способами кардинального излечения тяжело больного Государства Российского.
Кризис конца 80-х годов был не столько экономическим, сколько политическим: в наличии был более кризис управления, чем экономики; в 1990 году ВВП СССР был еще на уровне 2-2,5 трлн. долларов, ВВП РСФСР порядка 1 трлн. долл. Бюджет СССР в 1990 г. составлял примерно 1 трлн. долл., бюджет РСФСР - около 600 млрд. долл. То есть, страна в целом еще имела достаточные для сильного государства средства, ресурсы и потенциалы. Бездумное (или умышленное) внезапное введение принципов т.н. "свободной" - а по существу СТИХИЙНОЙ, т.е. нерегулируемой, неконтролируемой и неуправляемой рыночной экономики привело к феноменальному разорению страны и ее населения. Бюджет страны стал меньше в ДЕСЯТКИ раз, ВВП почти на порядок, средний уровень жизни населения практически впятеро.
Введение с начала 1992 года "свободных цен" привело не к росту производства товаров (как обещали реформаторы), а к повсеместной дикой спекуляции ими, к гиперинфляции и падению курса рубля в тысячи и десятки тысяч раз: спекулировать товарами оказалось намного выгоднее чем их производить - это было абсолютно ясно заранее и, в частности, Г. Явлинский предупреждал: "цены можно отпускать только по мере роста производства". Либерализация цен при дефиците товаров неминуемо ведет к инфляции. Любые прибавки к зарплатам и пенсиям - уйдут как в черную дыру, как вода в песок: перекупщикам и перепродавцам товаров повседневной необходимости, а также к хозяевам финансово-кредитных учреждений.
Введение "свободы предпринимательства" не обогатило, а разорило страну, поскольку цель практически любого предпринимателя - не благосостояние государства и общества, а персональные доходы - любыми доступными путями, в том числе и гибельными для страны, деструктивными для экономики и разорительными для окружающего населения. Никакого регулирования предпринимательской деятельности для общественной пользы и на благо государства применено не было. Либерализация бизнеса привела к доминированию предпринимательства деструктивного и даже откровенно преступного.
Введение "свободы внешнеэкономической деятельности" привело к оттоку из страны гигантских средств, объем которых оценивается в сотни миллиардов долларов. Отток продолжается и поныне: только по официальным данным он составляет порядка 25 млрд. долл. в год, что сравнимо с уровнем годового бюджета государства!!! Экспорт из России оценивается в 80-100 млрд. долл. ежегодно, импорт всего в 40-50; то есть разница между экспортом и импортом, положительное сальдо примерно в 40-50 млрд. долл. - эти гигантские средства идут не столько во благо России, сколько на обогащение структур, связанных с экспортно-импортными операциями, а фактически - это реальная оценка ежегодной утечки средств из России, так нуждающейся в инвестициях для модернизации производства. Имеющиеся долларовые накопления в самой России оцениваются примерно в ту же сумму, что означает бесплатное кредитование Россией экономики США: не случайно именно на годы разорения России приходится экономический взлет в США!
Проведенная т.н. "приватизация" практически всей самой прибыльной и выгодной части гигантской госсобственности за мизерные средства порядка всего 10 млрд. долл. означала потерю государством стратегических производственных ресурсов, полноценных доходов от производства и бюджетных поступлений, средств для нормального функционирования структур государственной важности, а главное - реальной власти в стране, поскольку реально влиять на экономику и политическую жизнь стали не государственные органы, заинтересованные в сохранении и укреплении государства в целом, а олигархические группировки (в том числе иностранные), захватившие в свое распоряжение огромные средства, а значит и реальную власть, направленную на дальнейшее клановое и персональное обогащение, а вовсе не на благо всего общества и государства в целом.
Для эффективной власти государство должно располагать средствами как минимум десятикратно превышающими нынешние поступления в федеральный бюджет. Однако, государство Российское сегодня лишено каких-либо значимых доходов кроме налогов - эта схема, заимствованная из экономики благополучных стран, не может пока реально обеспечивать деятельность госструктур в России. И причина не в том, что в стране недостаточно развит мелкий и средний бизнес, дающий, например, в США до 70 процентов всех налогов, а в том, что в России нет еще и намека на полноценное обеспечение страны и населения товарами насущной необходимости, а значит и реального обеспечения национальной валюты - рубля.
В США всего 3 процента населения обеспечивают страну продовольствием, еще 30 процентов - промышленными товарами, итого треть населения полностью обеспечивают страну всем необходимым, т.е. - имеется стабильный и полноценный базис для физического существования страны и всего ее народа. Этим объясняется высокий уровень обеспечения курса доллара и доверия к нему во всем мире. Естественно, остальное трудоспособное население может при этом предоставлять разнообразные услуги в сфере малого и среднего бизнеса и за счет интенсивного оборота средств и налогов с него пополнять бюджеты даже весомее, чем это делает реальный сектор экономики.
В России ситуация в корне другая: проживающие в сельской местности 50 процентов населения страны в настоящее время обеспечивают страну продовольствием всего лишь на 50 процентов (до реформы на 80-90 %), (остальные 50 % потребляемых продуктов питания ввозятся из-за границы - чего не было никогда в истории России!), при этом согласно официальным данным 84 процента российских сельских хозяйств являются убыточными, то есть, дохода в бюджет приносить не могут. Промышленное производство развалено реформой наполовину или даже на две трети, рентабельность его низка, налоги с него мизерны.
Не польза для страны и ее народа, но только сумма перечисляемых в бюджет налогов является теперь критерием (явно патологическим!) ценности предприятия, хотя предпринимательство может быть для общества и государства бесполезным или, возможно, вредным, аморальным, деструктивным или даже преступным. Однако, уплатив налоги, предприятие как бы покупает себе полную индульгенцию: чем бы оно ни занималось - чем больше сумма уплаченных налогов, тем больше привилегий оно имеет. Так по всей стране закрылось множество книжных магазинов, а на их месте успешно работают вино-водочные ларьки, просвещение уступает место одуряющим развлечениям, клубы вытесняются барами и казино, дворцы культуры превращаются в бизнес-центры: налогов они платят больше. А что такой заменой для страны наносится ущерб стратегического масштаба - похоже, это мало кого волнует! Сиюминутная нажива отдельных структур стала предпочтительнее позитивных перспектив для всей страны и ее населения.
Что же приносит основные доходы в бюджет? Оказывается, даже не налоги, а таможня: порядка половины бюджетных поступлений это таможенные пошлины с экспорта и импорта, которые затем закладываются в цену продающегося в России товара и предоставляемых услуг - то есть, практически выкачиваются из населения, с конечного потребителя, как и все прочие налоги в стране, фактически почти ничем не обеспеченные кроме продажи невосполнимых природных ресурсов. Только наличием этих ресурсов еще как-то поддерживается и обеспечение курса рубля.
Неэффективность такой финансовой стратегии наглядна: производство почти не растет - рост (а точнее - восстановление после падения в несколько раз) ВВП даже на 5-7 процентов в год - это слишком мало на фоне оттока десятков миллиардов долларов за границу: ждать только восстановления уровня 1990 года придется не менее 10-15 лет, если не вмешаются непредвиденные негативные факторы. При низкой или даже отрицательной рентабельности российских предприятий никаких инвестиций извне на восстановление и развитие России можно не ждать. (См. книгу А.Паршева "Почему Россия не Америка").
1000 российских банков (фактически - 1000 ростовщических контор) слишком слабы для полноценного инвестирования реального сектора экономики и цели у них также как у прочего бизнеса - не спасение и возрождение России, а собственные доходы, которые в том числе поступают и от деструктивного бизнеса, и за счет оттока денег из бюджетов в виде кредитования региональных бюджетных программ: известно, что в коммерческих банках брались огромные кредиты на зарплату бюджетникам или на работу сельхозпредприятий - проценты с этих кредитов, пополняя банковские капиталы, выкачивались из и без того убогих местных бюджетов. Отчисления из бюджета в отдельных регионах по банковским кредитам исчислялись миллиардами рублей.
Следовательно, для восстановления производственной базы России и повышения уровня жизни населения нужно не уповать на мелкий или средний бизнес, работающий сегодня главным образом в непроизводительном секторе (до 80 %), и не столько на инвестиции извне, рассчитанные на извлечение прибыли - то есть на дополнительную откачку средств из России, но более на прагматичные государственные и региональные программы, в рамках которых поощряется только конструктивное предпринимательство, обогащающее страну, а не разоряющее ее.
Государство сегодня оказалось не в состоянии финансировать эти программы, бюджет всего Российского Государства сегодня - это бюджет всего лишь одного американского города - Нью-Йорка, например. Следовательно, помимо имеющихся мизерных для такого государства налоговых поступлений в бюджет руководство должно изыскать принципиально иные способы распоряжения достаточными финансовыми средствами для реального спасения и возрождения страны, пока еще богатой своими ресурсами и потенциалами.
Примеры таких способов многократно приводились: это, в частности, полная или частичная деприватизация стратегически значимых и наиболее прибыльных секторов экономики, например, производства и продажи алкогольной и табачной продукции, ресурсодобывающего, энергетического и коммуникативного секторов и так далее. Больше средств на восстановление экономики взять неоткуда, а взлета производства за счет неведомо откуда искомых инвестиций пока ждать не приходится - даже при том, что имеется гигантское положительное сальдо внешнеторговых операций. Нет даже примерных расчетов - сколько этих инвестиций и в какие сферы экономики необходимо и достаточно для реального подъема России. Нет расчетов и по реальным объемам возможного поступления налогов от базового производства и от мелкого или среднего бизнеса.
Выгодное лишь отдельным экспортно-импортным структурам предстоящее вступление России в ВТО делает ее экономическую ситуацию еще более неблагоприятной, уязвимой и неперспективной, поскольку местное производство, менее рентабельное, чем в развитых странах, не выдержав конкуренции, может попросту обанкротиться. Тогда страна, выживающая сейчас наполовину за счет продажи нефти и газа, будет двигаться к состоянию сырьевого придатка мировой экономики и зависимости от иных стран еще более быстрыми темпами.
Вот примеры: Австралия и Новая Зеландия продолжают настаивать на жестких условиях присоединения России к Всемирной торговой организации в области сельского хозяйства. В частности, они настаивают на том, чтобы уровень господдержки сельского хозяйства был рассчитан на основании последних трех лет, когда Россия переживала дефолт и снижение объемов бюджета. В качестве условия для вступления РФ в ВТО, Еврокомиссия требует отменить для западных авиакомпаний плату за пролет через российское воздушное пространство. Вдобавок Евросоюз, как и США, настаивает на присоединении нашей страны к не обязательному для членов ВТО соглашению о гражданской авиации, которое предполагает обнуление импортных пошлин на самолеты и комплектующие и отказ от господдержки авиастроения. Кому это выгодно - ответ очевиден: ясно, что не России!
Происходит нарастающее вмешательство во внутренние дела России все большего числа зарубежных корпораций и политического руководства разных государств. Фактически Россией правят из-за границы хозяева мирового рынка. Перспектива России на мировом рынке имеет прообразом судьбу абсолютного большинства российских регионов: 80 из 89 нерентабельны и обречены либо на нищенские условия существования с дотационными подачками из обобравшей всю страну столицы, либо на вымирание и колониальный захват их территорий с остатками ресурсов и промышленного потенциала местными нуворишами или иностранными собственниками.
Надо трезво и честно признать: принципы стихийной рыночной экономики, введенные в России с 1992 года, катастрофически сказались на благосостоянии страны и подавляющего большинства ее граждан. Из России уехали прочь и подальше около 10 миллионов наиболее образованного и трудоспособного населения, а вымирание народа продолжается со скоростью около миллиона в год. Если руководство страны и регионов не хотят полного раздробления и уничтожения России как самостоятельного и независимого государства, необходимо срочно принимать конструктивные меры прагматичного характера, направленные исключительно на позитивные перемены, в том числе и меры разумного отказа от абсолютизации дикого принципа "рынок ради рынка", сегодня ставящего страну в одно из самых неблагоприятных положений в мировом сообществе; иначе и большинство регионов России, и государство в целом ожидает полный крах. Время разбрасывать камни надо кончать: давно пора собирать их.
январь 2002 г. ( ПЕРЕХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ )