Вьется по ветру "веселый Роджер"... И корабль плывет. Май 2000 г.
( ПЕРЕХОД
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ )
Вьется по ветру "веселый
Роджер"... И корабль плывет.
Россию теперь нередко сравнивают
с гигантским кораблем, терпящим бедствие; иногда называют ее
"Титаником" наших дней. Сравнение столь же очевидное, сколь
неудачное: корабль "Россия" терпит бедствие не от случайного
столкновения с бездушным айсбергом и ко дну вряд ли пойдет в самое ближайшее
время. Но эта история не менее страшна, чем настоящее кораблекрушение.
Продолжим сравнение нашей
огромной страны с гигантским суперлайнером, который достался нынешним
пассажирам и персоналу по наследству от предыдущих поколений. Казалось бы -
плыви и радуйся, поддерживай на корабле системы жизнеобеспечения и занимайся
познанием окружающего мира и собственных еще не раскрытых потенциалов. Однако
нерадивая команда запустила судно, появились течи, забарахлили двигатели,
обнаружились проблемы с продовольствием, пассажиры возроптали. Инициативная
группа предложила перестроить систему командования на корабле, но не
справилась: власть при поддержке ловких демагогов и наивной части населения
захватила резвая бригада "джентльменов удачи".
Вместо принципа "главное -
сохранность корабля и благополучие его обитателей" на корабле
"Россия" был провозглашен новый корабельный порядок - "свобода
без равенства и братства": теперь не будет дешевой еды, бесплатной воды, а
также и проживания в каютах, медицинских и прочих жизненно важных услуг; за все
надо платить: кто заплатит больше, тот и выживет. Новая корабельная власть
провозгласила: "дорогие россияне, мы о вас больше никак не заботимся, у
нас одна забота - получать с вас налоги, а вы тут добывайте деньги любыми путями
- как сумеете, только вовремя платите установленную дань".
Этот порядок обозвали
"демократией" - именно так было принято на пиратских кораблях, где
главаря выбирали всей шайкой по принципу кто сильнее, хитрее и артистичнее:
главное - всенародно! Новоизбранный капитан-президент заявил: "У нас
теперь либерализация: берите всего сколько унесете, а свободы сколько завоюете;
конкурентная война все и всех расставит по своим местам!".
Заработал принцип "отобрать
и разделить": отобрать у всех, а разделить между теми, кто наглее.
Приватизированными (присвоенными) прежде всего оказались топливные баки и
двигательная установка, электростанция и корабельное радио, шлюпки и катера,
средства спасения и жизнеобеспечения, аптека и камбуз, лекарства и продукты. В
жилых и технических помещениях начались перебои с водой и теплом, "веерные
отключения" электричества, проблемы с телефоном, радио и телевидением.
Наконец, из своих кают стали
изгоняться обедневшие пассажиры, взамен жилых помещений размножились торговые
киоски, ломбарды, казино... По всему кораблю пошло массовое воровство предметов
из цветных металлов на продажу подоспевшим торговым и пиратским судам из разных
стран. Разворовывать и распродавать, впрочем, стали все подряд: судовое
оборудование и оружие из арсенала, навигационные приборы и топливо из
прихватизированных баков, а взамен с других судов получать хоть какую-то еду и
ширпотреб на продажу обносившемуся населению своего же обветшавшего корабля.
Вместо разумного принципа
координации совместных усилий для общего спасения на своем отремонтированном
корабле теперь главным стал лозунг "спасайся кто как может!" Кто-то
сбежал на краденых корабельных шлюпках, кто-то объявил суверенитет на
похищенных катерах, а кто понадеялся на свои силы - те двинулись вплавь или на
подручных средствах до ближайших судов как беженцы или потерпевшие
кораблекрушение. А на самом корабле "Россия" пошли бандитские
разборки за сферы владения и влияния: избиения и убийства, похищения и взрывы,
подлоги и пытки. Все средства хороши в "свободном
предпринимательстве", цель которого - нажива любым путем, хотя бы и за
счет разграбления своего же корабля!
Приватизировано даже пространство обитания: теперь нужно платить деньги за проход по коридорам и лестницам, за минуты пребывания на палубе, за глоток свежего воздуха, за лучи солнца и дневной свет. Основное население загнано в трюмы и на самые нижние палубы. Для успокоения масс проводятся гипносеансы с главной идеей "всякая власть - от бога", а для пущего обалдения работают бары и наркосалоны, сексодромы и дискотеки, развеселое радио и крутое телевидение. Книги выброшены за борт: цель всех и каждого теперь вовсе не высокие стремления к саморазвитию, а банальный кайф - любыми средствами. Приветствуются и конкурсы, но не в науке и искусстве, а по принципу у кого длиннее хвост или толще зад... Главное - успешно деградировать от "гомо сапиенса" назад к обезьяне!
Нет, не похож такой корабль на
"Титаник" - слишком много чести! Если обращаться к художественным
параллелям, то, скорее, вспоминается брейгелевский "Корабль дураков"!
Вместо попыток спасения корабля - стремления к наживе и балдежу без предвидения
последствий происходящего. Видимо, немногие задаются вопросом: если на корабле
становится все меньше продовольствия, горючего и прочих ресурсов и ценностей,
то за счет чего богатеют те, кто комфортабельно устраивается в элитных каютах?
Но даже младенцу понятно, что
захватившие богатство и власть нынешние герои нашего времени - "бизнесмены
удачи" процветают за счет ограбления остального населения и разорения
корабля. Что может его ожидать в будущем? Эпидемии и пожары? Дальнейшее
разграбление и превращение в рабскую колонию, плавучую тюрьму или в мусорную
свалку опасных отходов со всего мира? Или в мертвый корабль-призрак наподобие
легендарного "Летучего голландца"? Только не в символ вечных поисков
любви, но, скорее, в памятник феноменальной, мягко говоря, наивности. А пока
"люди Флинта песенки поют!" И корабль плывет... - под опозоренным
пиратами триколором. Куда?
20 мая 2000 г. ( ПЕРЕХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ )