Анализ итогов
приватизации 1992-1996 г. май 1997 г.
( ПЕРЕХОД
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ )
АНАЛИЗ ИТОГОВ ПРИВАТИЗАЦИИ В
1992 - 1996 г.
(Из Доклада Комиссии Госдумы по анализу
итогов приватизации (1997 г.)
Приватизация экономики России в 1992--1996
годах с теоретической точки зрения была глубоко ошибочной - т. к. проведена
бессистемно, без научного обоснования, при игнорировании зарубежного опыта.
Приватизация не обеспечила повышения эффективности производства, а привела к
глубокому кризису и краху экономики из-за того, что создала ненадлежащих
собственников (подчас из криминальной среды) в силу игнорирования законных прав
широких масс трудящихся, при преднамеренной разрушительной направленности и
поспешности в проведении реформ.
С практической точки зрения приватизация
привела к катастрофическим социально-экономическим последствиям, нанесен
громадный ущерб всем отраслям экономики, науки и культуры, подорван оборонный
потенциал страны. Государственная собственность распродана за бесценок банкам,
мафиозным структурам и агентам иностранных государств.
С экономической точки зрения приватизация
равнозначна беспрецедентной экономической диверсии. Потери от разрушения
экономики превышают более чем в двадцать (!) раз суммарные доходы российского
бюджета за 1996 год и в два с половиной раза потери в Великой Отечественной
войне. Доходы же бюджета от приватизации за 1992 - 1996 годы составили
смехотворную сумму - порядка ноль целых пятнадцать сотых процента (0,15%)
суммарных бюджетных поступлений. В среднем по 7 миллионов рублей (1,3 тысяч
долларов США) "прихватизирован" каждый из 125,4 тысяч объектов
государственной собственности. Разграбленное и обнищавшее государство
распродает накопленные трудом поколений государственные запасы, доходы от
которых в 1996 году почти в 25 раз больше, чем доходы бюджета от приватизации.
С правовой точки зрения приватизация
явилась преступным актом, так как привела к колоссальным экономическим и
социальным потерям, проводилась поспешно с грубым нарушением, в ряде случаев
игнорированием законности и при отсутствии нормативной базы, явилась причиной
криминализации общества и прогрессивного роста преступности.
По методам осуществления приватизация
явилась авантюрой, позволившей в короткий срок обогатиться небольшой кучке
«новых русских», банкирам, коммерсантам и агентам иностранных государств за
счет накопленных поколениями богатств и абсолютного обнищания широких масс
обманутого трудового народа. Ни одна из провозглашенных целей и задач
приватизации не постигнута.
Провозглашенные Указами Президента РФ,
Законами РФ, Постановлениями правительства РФ и другими нормативными актами
цели и задачи приватизации государственной собственности такие, как: создание
эффективной, социально ориентированной рыночной экономики, повышение эффективности
деятельности предприятий, привлечение инвестиций в производство, содействие в
реализации мероприятий по социальной защите населения и другие обещания
обнаружили свою полную несостоятельность, привели прямо к противоположным
результатам. Приватизация общенародной собственности явилась крахом экономики
страны и причиной обнищания широких слоев ограбленного и обнищавшего населения.
Социально-экономические потери от
приватизации и разрушения экономики превышают 9500 триллионов рублей в ценах
1995 года (т.е. порядка ДВУХ ТРИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ !!!), в том числе:
экономические потери составили более 5000 триллионов рублей и социальные -
более 4500 триллионов рублей, что эквивалентно двадцати годовым бюджетным
доходам Российской Федерации за 1996 год. К тому же, за пять лет приватизации
вывезено из России более 60 миллиардов долларов, что соответствует сумме равной
1,5 доходов Федерального бюджета России в этом же году (по другим источникам -
в три раза больше: 183,7 млрд. - ориентировочные данные на 1997 г.).
Главный вывод состоит в том, что
социально-экономическая ситуация в стране срочно требует решительного
прекращения массовой приватизации и перехода к сбалансированному процессу
преобразования форм собственности, процессу, в котором равноправно проводились
бы мероприятия по приватизации, национализации и конфискации незаконно
присвоенной собственности.
Академик В. Лисичкин,
депутат Госдумы, зам. руководителя
Комитета по экономической политике.
(Из
Доклада Комиссии Госдумы по анализу итогов приватизации (1997 г.)
май 1997 г. ( ПЕРЕХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ )